Современные подвалы, подполы и погреба стр.89

Рис. 2-11

Рис. 2-12

желательно ставить на граверных шайбах, предотвращающих их самопроизвольное раскручивание.

Для большей ясности я сделал несколько сечений: а — а по ротору (рис. 2-13), b — b по радиальноупорному подшипнику и его втулке (рис. 2-14), к — к по латунному подшипнику скольжения и кронштейну для него (рис. 2-15), с — с по вентиляционной трубе с вентилятором (рис. 2-16), е — е по крепежу подшипника (рис. 2-17), d — d по крепежу уголков (рис. 2-18).

Рис. 2-13

Рис. 2-14

Рис. 2-16

Рис. 2-15

Радиально-упорный подшипник можно заменить латунным подшипником скольжения (рис. 2-19) или фторопластовым, у которого сопротивление трению меньше, но изнашивается он значительно быстрее латунного. И еще, вместо ротора из изогнутых лопастей можно поставить ротор с полусферами (рис. 2-20), такими вертушками измеряют силу ветра на метеостанциях. <...>

Рис. 2-17

Рис. 2-18

Рис. 2-19

Рис. 2-20

Примечание. Следует учесть, что вытяжные вентиляционные трубы бывают самых разных диаметров, поэтому на приведенных выше рисунках принудительно-вытяжной вентиляционной установки нет рабочих размеров, их нужно «привязывать» к диаметру вытяжной трубы (D) и к имеющимся материалам: подшипникам, болтам и др.

Самодельные детали. Теперь давайте поговорим о самодельных деталях нашей принудительно-вытяжной вентиляционной установки. <...> Начнем с ротора. Для его изготовления нужна прежде всего сухая деревянная чурка из дуба или вяза, неплохо из бука (можно грушевую или яблоневую) диаметром и высотой 1,0D вытяжной трубы для ротора с лопастями и диаметром 1,2 D, высотой 0,5D — для полусфер.

Прежде всего в этой чурке необходимо просверлить сквозное отверстие для оси, но такое, чтобы ось в него входила с натягом и не проворачивалась при вращении. Вот для чего нужна сухая древесина: на воздухе она увлажнится атмосферной влагой, слегка разбухнет и еще плотнее соединится с осью. После просверливания этого отверстия следует тщательно острогать чурку до нужного диаметра. В данном случае для лопастей 0,8D, для полусфер 1,0D. Таким образом мы получим деревянные ступицы. До сих пор их изготовление было одинаковым, дальше пойдем разными путями.

Для ротора с лопастями (см. рис. 2-13) в ступице ножовкой по металлу делают восемь диаметрально противоположных пропилов глубиной 10-15 мм. Лопасти советую сделать из оцинкованного железа толщиной 0,7 мм. Изогните одну примерно так, как она изогнута на рис. 2-13. (В данном случае абсолютная точность не имеет значения.) И уже по ней изогните остальные лопасти. Главное, чтобы они были одинаковыми. Затем от низа лопасти, входящей в ступицу, отступите на глубину пропила плюс 2-3 мм, просверлите в каждой лопасти по два отверстия диаметром 1,0-1,5 мм (рис. 2-21).

После этого вставьте лопасти в пропилы, пропустите через отверстия медный провод диаметром чуть меньше отверстий и пассатижами скрутите их концы, да так, чтобы этот провод сжал ступицу с лопастями очень плотно, с натягом (рис. 2-22, 2-23).

Прочность такого крепежа вполне обеспечит надежность работы ротора. Для сведения: алюминиевый провод для этой цели не подходит — он непрочный, обязательно лопнет при скрутке. Стальной провод малого диаметра тоже непригоден, а вот диаметром 2 мм <...> можно применять.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Похожие материалы

Организация строительного производства стр.181

В более широкой трактовке материально-технической базой строительства является совокупность всех промышленных отраслей народного хозяйства страны.